Информация к новости
  • Просмотров: 1437
  • Автор: sansan99
  • Дата: 6-09-2013, 18:48
6-09-2013, 18:48

Молодым везде у нас поэтам

Категория: ЛИТБЮРО "ЭЛИТ-БЮРО" в помощь литераторам

 Молодым везде у нас поэтамИнтервью Александра Чистякова для радио "Московская правда" 

В эфире мы говорили все не то и все не так. А вот предварительный текст интервью. Такие обычно запрашивают, когда главный редактор не очень уверен в способности гостя говорить без запинки или когда все-таки есть цензура на радиостанции... 

 

- Александр, расскажите пожалуйста о себе и своих проектах? Какие проходят сейчас и будут проводиться совсем скоро?

 

- Поэт, в Союз писателей России был принят еще в 1997 году, когда учился на 1-м курсе Литературного института. Вот уже 10 лет делаю Всероссийский открытый фестиваль молодых поэтов «МЦЫРИ», 8 лет руковожу Форумом гражданской поэзии «Часовые памяти» - как составитель и главный редактор выпустил 4 одноименных сборника стихов, которые издаются Общественным советом «Потенциал нации» на средства президентского гранта.

Вот, собственно этими проектами и занимаюсь сейчас. А совсем скоро – лето в разгаре, сезон всяких слетов и встреч. Осенью продолжатся отборочные туры фестиваля «Мцыри» вот как раз за лето и определим график. В сентябре пройдет московский тур, осенью должен быть поволжский в Самаре, потом уральский – в Уфе и так далее… В первых числах декабря непременно состоится полуфинал на базе Литературного института имени Горького. А дальше – война план покажет.

 

- Вы довольно долго следите за литературной жизнью в нашей стране. Как она кардинально изменилась за последние годы?

 

За литературной жизнью следят критики и журналисты, а я ею живу, я ее делаю. А как изменилась? Поэзия стала модной, причем поэзия добрая и созидательная. Если в моей юности раскачать аудиторию можно было только матерными стишками в стиле Вадика Степанцова и Егора Летова, то сейчас востребованы другие стихи. Люди, причем всех возрастов, устали от чернухи и ждут от поэзии и литературы вообще чего-то более светлого, доброго.

 

- Есть расхожее мнение, что современные стихи читает только пишущая братия. И должен признать, в метро сидят и читают прозу, в элетронных книгах тоже как-то больше романов каких-нибудь. Как по вашему, почему люди неактивно сейчас читают стихи?  

 

- Ну да, только пишущей братии становится все больше. Сколько там авторов на «Ситихах.ру»? под миллион уже? А насчет метро – ты наверное из тех назойливых попутчиков, которые с собой не имеют ни книжки, ни гаджета и любят подсматривать через плечо – а чегой-то там читает сосед?

Ну да! Никто теперь в  метро не листает трепетные томики стихов. Зато в Москве и Питере ежедневно проходят десятки поэтических концертов, спектаклей, презентаций. И каждый день, отвечая на приглашения в соцсетях, на 2-3 из них я хотел бы попасть, но не всегда удается. А ведь люди приходят и платят за вот по 200-500 рублей. Я тут посчитал сколько приглашений приходит только мне в соцсетях ежедневно – провел некое маркетинговое исследование, и получается, в сезон – с октября по май только в Москве на поэтические спектакли, презентации и всякие батлы в 12-13 году приходили столько же зрителей, сколько в Большой и Малый театры вместе взятые, а может и больше.

 

 

- Что вы рекомендуете делать начинающим литераторам, чтобы заявить о себе и как-то раскрутиться?

 

- Начинающим литераторам я всегда рекомендую бросить это неблагодарное занятие и пойти зарабатывать денег. Для начинающих нет рецептов. Если ты считаешь себя поэтом, если не можешь ни дня без стихов, если думать пытаешься в рифму – будь поэтом. Можно дать совет начинающему программисту или начинающему менеджеру. Да и там советы простые: изучи материальную часть, закны жанра и делай так, как считаешь нужным. А в искусстве вообще не может быть каких-то общих рекомендаций, и практически нет авторитетов. Ну, если повезет, и кому-то встретится мастер – он может что-то подсказать, идейку подкинуть – и всё. Поэт, художник, всегда решает сам каким путем ему идти.

Вот, например, твои знакомые: Лёша Шмелёв, Арс-Пегас, даже Игорь Малинин… Они намного моложе меня, но я прекрасно понимаю, что в современном литературном процессе они лучше меня. Не талантливее – тут уж мы еще поспорим. Я больше знаю и умею просто потому, что старше и опытнее. Зато у них впереди намного больше свершений и подвигов, на которые мне просто уже драйва не хватит. Получится что-то у них – классно! Я их готов и поддерживать и пиарить! Вот, например того же Алексея Шмелева мы приняли в оргкомитет фестиваля «Мцыри», а в Поволжье нашим представителем стал молодой поэт Денис Домарёв – эти ребята, которым еще по 30 лет не исполнилось, уже стали мастерами литературного процесса. Так кого ты считаешь «начинающими»?

Ну а вот, когда я провожу мастер-классы для «начинающих», я всегда твержу одну аксиому: «Словари – единственный багаж писателя!». Надоели уже молодые поэтессы со словарным запасом Эллочки-Людоедки. И диплом о высшем образовании – не признак таланта. Любознательность, умение смотреть на мир широко открытыми глазами – вот признак настоящего поэта.

Как писал Александр Городницкий:

«Чтоб взрослым было нам завидовать нельзя,

Чтоб можно было нам завидовать мальчишкам.»

Поэт – это не профессия, это особый взгляд на мир. Впрочем, для тех, кто понимает, это лишнее объяснение. А кто не понимает – тому и бесполезно объяснять.

 

- Ну и в завершение, назовите имена авторов, которых рекомендуете почитать нашим слушателям в ближайшее время. 

 

- Есть такой замечательный поэт Влад Маленко – лучший баснописец после Сергея Михалкова, ведущий актер «Театра на Таганке». Его поэма «Белые флаги» заканчивается словами:

«Читай Пушкина, сынок,

Будь лучше папки!»

Ребята! Читайте Пушкина, читайте Лермонтова, Бока, спорьте кто лучший поэт – Брюсов или Северянин… только помните, что русская поэзия после Пушкина развивалась еще 200 лет. Лично я не люблю Бродского, но не знать его стихов стыдно, как стыдно не знать стихи и литературные опыты Андрея Вознесенского, песни Саши Башлачева. Как, например, стыдно не различать песни Кутикова и Макаревича.

Это про век 20-й. А теперь я бы посоветовал найти в интернете стихи Миши Зубова, Максима Замшева, Саши Клирманна или Яшки Казановы с ее: «Я вас емейл, коннект еще быть может…».

Ну а из гениев клубных тусовок и интернет-сообществ,  я бы порекомендовал  поискать в сети видео-инсталляции поэта-перформанса Алексея Рафиева, почитать короткие рассказы Славы Харченко в «ЖЖ».

И, если честно, глядя  на современный литературный процесс с большой башни великой русской поэзии, на сегодняшний день одним из лучших  является Алексей Шмелёв. Если бы я учреждал корону поэтов 2013 года, я бы ему ее честно напяил на череп… Шучу. Я просто Лёшке завидую. Доброй белой завистью. Иногда читаю его или слышу со сцены и понимаю: И я бы так смог, но не написал, а теперь уж поздно, а он смог и написал – «Ай, да Шмелев,  ай, да сукин сын!».

 

Вопросы задавал Никита Митрохин

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
^